ОПИД

Блог  учителей начальных классов «Основы проектно- исследовательской деятельности » здесь


%d1%82Дорогой четвероклассник!

Ты решил заняться исследовательской работой – очень серьезный и заслуживающий уважения шаг. 

Следующие шаги, которые тебе предстоит сделать – это выбор и формулировка темы исследования. Тема должна быть актуальной, понятной и конкретной. Она должна заключать в себе вопрос, на который ты будешь отвечать, или идею, которую ты будешь доказывать. А главное – тема должна быть интересной и важной для тебя. В случае, если ты уже определил учебный предмет, по которому будешь писать исследование, старайся, чтобы твои ответы были связаны с этой областью знания. 


Список учащихся,  занимающихся исследовательской деятельностью в 4 «В» классе

2018-2019 учебного года:

Тема ФИ учащегося секция
ВНИК/

НК- 431

«Психология зарубежных мультфильмов» Абдрашев Чингис

Андреева Екатерина

Баранов Владислав

Баяхмет  Амира

Испулов Данияр

Психология
ВНИК/

НК- 432

«Тайны  в истории  Костанайской области» Гордеева Софья

Бушаев Кирилл

Демина Татьяна

Едигенов Алим

Тарасов Иван

История
ВНИК/

НК- 433

«Настроение рисунка» Зеленчук Тэя

Кабакова  Сабина

Кантарбаева Аружан

Кожахметов Алдияр

Полевикова Мария

Валеология
ВНИК/

НК- 434

«Будем слушать тишину» Краснощекова Алёна

Мартьянов Ярослав  Мухамеджанова Диан

Оджахвердиева Сабина

Пак Таисия

Познание мира
ВНИК/

НК- 435

«Банное искусство» Масленников Илья

Пензенский Максим Полякова Виктория

Садуева Мадина 

Самаркин Всеволод

Медицина
ВНИК/

НК- 436

«Каждой птичке по страничке»   Самбулат Аят

Сучкова Александра

Тастимиров Ансар

Урсан Аурика

Хасенова  Дильназ

Русский язык и литература

Ребята, ниже предложены  материалы и задания, которые помогут вам изучить основы проектно- исследовательской деятельности в 4 классе:

I четверть- подготовка индивидуальных  исследовательских проектов к защите на городской НПК «Зерде». Оформление работы, подготовка презентации работы и доклада для публичной защиты во втором этапе. Все материалы на  электронной почте. Выполняем корректировку материалов и оформление практической части работы с учётом замечаний и рекомендаций на II этапе (очном) открытой региональной научно – практической конференции педагогов имени Даулетбаева Тобыла Еслямгалиевича «Повышение качества образования – важнейшее условие формирования и развития функциональной грамотности школьников»

.


I четверть. Выполнение практических заданий в рабочих тетрадях:

Тема № 1: «Какими бывают научные прогнозы».

» В тетради «Учусь создавать проект», рабочая тетрадь №1- Занятие 1 стр.1-3.

Тема № 2: «Продуцирование гипотез и провокационных идей».

В тетради «Учусь создавать проект», рабочая тетрадь №1 -Занятие 2 стр. 4-6

Тема № 3: «Прак­тическое занятие по проверке собственных гипотез».

В тетради «Учусь создавать проект», рабочая тетрадь№1 -Занятие 3 стр. 6-8

Тема № 4: » Как правильно проводить наблюдения и эксперименты».

В тетради «Учусь создавать проект», рабочая тетрадь№1 -Занятие 4 стр. 9-11

Тема № 5:»Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отве­чать на него.»

В тетради «Учусь создавать проект», рабочая тетрадь№1 -Занятие 5-6 стр. 12-17

Тема № 6:»Коллективная игра «Вопросы и ответы»»

В тетради «Учусь создавать проект», рабочая тетрадь№1 -Занятие 7-8 стр. 18-20

Тема № 7:»Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске.Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. «

В тетради «Учусь создавать проект», рабочая тетрадь№1 -Занятие 9-10 стр. 21-23


08 сентября 2018

Практические задания «Как давать определения понятиям. Анализ и синтез »

Понятие – это форма мышления; это мысль о предмете, выражающая его существенные признаки.

Следовательно, основой образования понятий служат выявленные (абстрагированные) признаки предметов, выраженные в обобщенном виде, т.е. без указания на конкретные черты того предмета, в котором мы усмотрели общее, что свойственно множеству предметов.
Предметом мысли может быть любая вещь, явление, процесс реальной действительности, а также представление об этих предметах, образы нашей фантазии и проч.

Мысли о свойствах и отношениях предметов называются признаками. Признаки предмета, т.о., определяют признаки самого понятия. Признаки могут быть определены также как черты сходства или различия предметов. Сходные признаки называются общими – в них выражается тождество предметов в определенном отношении. Признаки, которыми предметы отличаются друг от друга, называются отличительными.

Развиваем  умения давать определения понятиям:

Задание 1 «Трудные слова»

Учащиеся делятся на группы, каждая группа придумывает для других групп по три слова, которые она считает трудными для других, дает им определения, через 30 секунд надо дать определение, а группы должны угадать, учитель выступает в качестве арбитра.

Задание 2 «Определение для инопланетян»

Объясни инопланетянину, что это такое: ручка; урок математики; уравнение; корень уравнения

Задание 3 «Выявление причин и следствий»

Найдите и напишите в нужном столбце, что является причиной, а что — следствием: смех, шутка.

  • Мокрые деревья, мокрая трава, дождь, лужи.

  • Желтые листья, осень, серое небо, холодные дожди.

  • Утро, солнце, пение птиц, радость.

  • Боль, падение, перелом ноги.

  • Пятерка, отличный ответ, хорошее настроение.

  • Рекорд, медаль, тренировки, победа.

Анализ — выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку. ИЛИ:
Анализ — логический прием, метод исследования, состоящий в том, что изучаемый объект мысленно (или практически ) расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых исследуется в отдельности как часть расчлененного целого.
Например, задан признак: «Найти все кислые». Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку «кислые».
Синтез — соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез — через анализ). Среди приёмов умственных действий можно рассматривать такие – сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация,  сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование. Ведущими из них являются анализ, синтез и сравнение. ИЛИ:

Синтез — логический прием, с помощью которого отдельные элементы соединяются в целое.
Задания на формирование умения выделить элементы того или иного объекта (признаки), а также на соединение их в единое целое можно предлагать с первых же шагов математического развития ребенка. Приведем, например, несколько таких заданий для детей. Например:
1. Задание на выбор предмета из группы по любому признаку: «Возьми красный мячик»; «Возьми красный, но не мячик»; «Возьми мячик, но не красный».
2. Задание на выбор нескольких предметов по указанному признаку: «Выбери все мячики»; «Выбери круглые, но не мячики».
3. Задание на выбор одного или нескольких предметов по нескольким указанным признакам: «Выбери маленький синий мячик»; «Выбери большой красный мячик». Задание последнего вида предполагает соединение двух признаков предмета в единое целое.

Задания на анализ и синтез:

1.Материал: набор из шести фигур разной формы.
Задание: «Одна из этих фигур лишняя. Найди ее. Почему? Обоснуй свой ответ

2.Материал: 4 одинаковых треугольника.
Задание: «Возьми два треугольника и сложи из них один. Теперь возьми два других треугольника и сложи из них еще один треугольник, но другой формы. Чем они отличаются?  Можно ли сложить из этих двух треугольников прямоугольник? Квадрат?

15 сентября 2018

Практические задания «Как правильно высказывать суждения»

Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами.

Простые суждения — суждения, составными частями которых являются понятия. Простое суждение можно разложить только на понятия.

Сложные суждения — суждения, составными частями которых являются простые суждения или их сочетания. Сложное суждение может рассматриваться как образование из нескольких исходных суждений, соединенных в рамках данного сложного суждения логическими союзами (связками). От того, при помощи какого союза связываются простые суждения, зависит логическая особенность сложного суждения.

Задания:

1)Приведите суждение к четкой логической форме. Определите вид суждения, его термины, связку:
Все мыльные пузыри недолговечны. Многие виды змей ядовиты
2) Укажите, в каких отношениях находятся следующие пары понятий: «город» и «деревня», «небесное тело» и «звезда». Используя круги Эйлера, изобразите взаимное положение объемов указанных пар понятий. Обозначим данные понятия: Г – город, Д – деревня, Н – небесное тело, З – звезда. 
изобразив данные понятия, с помощью кругов Эйлера

3)Определите вид аналогии в следующем примере: «Жабры для рыб – это то же самое, что легкие для млекопитающих».

Практические задания «Как классифицировать»

Классифицировать- распределять по группам

Можно предложить следующие варианты их классификации.

Категориальное объединение:

а) яблоко, банан, апельсин — фрукты;
б) клен, дуб, сосна — деревья;
в) слон, мышь, собака — животные;
г) самолет, яхта, автомобиль — транспорт.

Функциональное объединение:

а) яблоко, банан, апельсин, самолет, яхта, автомобиль — предметы потребления;
б) клен, слон, дуб, мышь, собака, сосна — существа, поддерживающие равновесие в природе.

Пространственное объединение:

а) яблоко, клен, слон, дуб, мышь, банан, сосна — «живут» в дикой природе;
б) самолет, яхта, собака, автомобиль — имеют специальные помещения.

Аналитическое объединение:

а) яблоко, клен, банан, апельсин, дуб, самолет, яхта, сосна, автомобиль — могут быть желто-зелеными;
б) слон, мышь, собака — имеют четыре ноги;
в) яблоко, слон, мышь, апельсин, собака, автомобиль — могут иметь округлые формы.

Развиваем  умения классифицировать.

Задание «Классификация понятий»

  • Чем отличаются (похожи) банан и персик? Картофель, мясо, молоко, воздух, бактерия, камень.

  • Задание «Классификация по разным основаниям»

Берем слова: яблоко, клен, слон, дуб, мышь, самолет, банан, яхта, собака, апельсин, сосна, автомобиль.


22 сентября 2018


Составление индивидуального рабочего плана

Успешно выполнить исследовательскую работу вам поможет индивидуальный план подготовки, который необходимо разработать совместно с руководителем исследования, т.е со мной. Такой план позволит установить логическую последовательность действий, очередность и сроки выполнения этапов работы.Теперь мы начинаем работать индивидуально с каждым учеником. Жду вас с родителями на консультации 6-м уроком в библиотеке лицея. Материалы для индивидуальной работы с исследовательским проектом будут высланы вам на электронную почту.


Примерный вариант индивидуального плана исследовательской работы

Для правильного оформления исследовательской работы необходимо соблюдать этапы исследовательской работы учащихся.

І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперемента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)

1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.

2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

V этап. Отчет и защита работы
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.

VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.

Полную информацию об оформлении, требованиях и правилах написания такого вида работы Вы найдете на сайте Творческие проекты и работы учащихся, который также как и сайт  «Обучонок» всесторонне поможет Вам.

Рекомендую перейти к:
Оформлению исследовательской работы


29 сентября 2018

Ребята, на этой неделе по каждой теме своего проекта будете проводить опыты и эксперименты и составлять отчёт и записи о проведённых опытах и экспериментах.

cover3d1__w340365 научных экспериментов для детей  предложены здесь. Задания расписаны по разделам и темам. У вас есть возможность выбора. С книгой вы работали в лицее с учителем, теперь практическая работа в домашних условиях.

Все думают, что научные эксперименты проводятся в специальных лабораториях и занимаются этим только учёные. Но мы-то знаем, что это не так! Ведь наверняка и у тебя есть множество вопросов, на которые так хотелось бы найти ответы и проверить, правильные ли они. А о скольких загадках ты и вовсе ещё не знаешь! Но тебе повезло,  ты занимаешься исследовательской деятельностью и сможешь с помощью родителей и предложенных книг  смело заняться взрослой наукой!

 – опыт выполняется самостоятельно;

 – опыт проводится только с родителями.

Впереди тебя ждут невероятные химические превращения, загадочные физические явления, непредсказуемое поведение насекомых и растений и многое другое. Удачных экспериментов!

100 научных опытов для детей и взрослых в комнате, на кухне и на даче предложены здесь.


6 октября 2018


Ребята, напоминаю, что 20 октября  состоится этап республиканского конкурса исследовательских работ и творческих проектов среди учащихся 1-7 классов «Зерде» в Регистрация: 9:00 часов. Начало: 10:00 часов . Обед: 13.00-14.00 часов (стоимость 300 тенге).

Желаем ребятам успешно выступить!!!


План работы

Ребята! Чтобы начать работу над проектом, нам нужно составить план. План- это наши действия-шаги, которые мы наметили сделать,для достижения цели. Для того, чтобы составить планнадо подумать, где вы будете добывать информацию о том, что исследуете. Определите, какими методами вы будете пользоваться, а затем выстроите алгоритм.
Ознакомьтесь с табличкой. Это структура нашего плана. Чуть позже мы попытаемся с вами встроить индивидуальный план для каждой темы.

1 день. Этапы работы над проектом здесь.

2 день. Учимся формулировать проблему по теме своего исследовательского проекта. ( здесь)

3 день. Учимся определять актуальность выбранной темы проекта.

4 день. Уточните  гипотезу своего проекта и сформулируйте её. Задания здесь.

5 день. Цель моего проекта. Сформулируй цель. Карточка здесь.

6 день. Начинаем знакомиться с элементами структурирования текста. Задания для практической работы (здесь).


13.10.2018

1.Что такое научное открытие?

 Вместе познаём мир (здесь)

    В мире так много интересного…     Никогда не сдавайся и  любая  дверь откроется  перед тобой, стоит приложить усилие!

Гарри Поттер                       

Сделай открытие вместе с Геной Барбоскиным. Просмотри мультфильм и сделай выводы.

Понятие – это форма мышления; это мысль о предмете, выражающая его существенные признаки. Следовательно, основой образования понятий служат выявленные (абстрагированные) признаки предметов, выраженные в обобщенном виде, т.е. без указания на конкретные черты того предмета, в котором мы усмотрели общее, что свойственно множеству предметов.
Предметом мысли может быть любая вещь, явление, процесс реальной действительности, а также представление об этих предметах, образы нашей фантазии и проч. Мысли о свойствах и отношениях предметов называются признаками. Признаки предмета, т.о., определяют признаки самого понятия. Признаки могут быть определены также как черты сходства или различия предметов. Сходные признаки называются общими – в них выражается тождество предметов в определенном отношении. Признаки, которыми предметы отличаются друг от друга, называются отличительными.

Развиваем  умения давать определения понятиям:

Задание 1 «Трудные слова»

Загадай для других  три слова, которые  считаешь трудными для других, дай им определения, через 30 секунд надо дать определение, а одноклассники должны угадать, учитель выступит в качестве арбитра.

Задание 2 «Определение для инопланетян»

Объясни инопланетянину, что это такое: ручка; урок математики; уравнение; корень уравнения

Задание 3 «Выявление причин и следствий»

Найдите и напишите в нужном столбце, что является причиной, а что — следствием: смех, шутка.

  • Мокрые деревья, мокрая трава, дождь, лужи.
  • Желтые листья, осень, серое небо, холодные дожди.
  • Утро, солнце, пение птиц, радость.
  • Боль, падение, перелом ноги.
  • Пятерка, отличный ответ, хорошее настроение.
  • Рекорд, медаль, тренировки, победа.
Причина Следствие

2.Метод исследования как путь решения задач исследователя.

Методы исследования — это инструменты научного познания, с помощью которых мы познаем истину, открываем закономерные связи явлений. Подробнее здесь.

3. Знакомство с основными доступными нам методами исследования

  Скорее всего это информация для родителей, которые помогают вам исследовать мир. Именно они  посоветуют какими методами воспользоваться.
Методы эмпирического уровня:
— наблюдение
— интервью
— анкетирование
— опрос
— собеседование
— тестирование
— фотографирование
— счет
— измерение
— сравнение
Методы эмпирического уровня:
— наблюдение
— интервью
— анкетирование
— опрос
— собеседование
— тестирование
— фотографирование
— счет
— измерение
— сравнение
С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.
Методы экспериментально-теоретического уровня:
— эксперимент
— лабораторный опыт
— анализ
— моделирование
— исторический
— логический
— синтез
— индукция
— дедукция
— гипотетический
Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.
Методы теоретического уровня:

  • изучение и обобщение
  • абстрагирование
  • идеализация
  • формализация
  • анализ и синтез
  • индукция и дедукция
  • аксиоматика

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

 


27.10.2018

Учимся давать определения понятиям.

Материалы и задания по теме смотри здесь.

Выполни задания в тетради «Учусь создавать проект», рабочая тетрадь №1- Занятие 1 стр.1-3.

Определение структуры исследовательской работы

Для ребят, которые уже определились с темой, предлагаю  ознакомиться с основными этапами работы.

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

  • Найти проблему – что надо изучать.

  • Тема – как это назвать.

  • Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

  • Цель исследования – какой результат предполагается получить.

  • Гипотеза – что не очевидно в объекте.

  • Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

  • Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

  • Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.

  • Методика исследования – как и что исследовали.

  • Результаты исследования – собственные данные.

  • Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

  • Значимость – как влияют результаты на практику.

Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.

Структура исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части: теоретическую часть и практическую . Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность.

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана .

Защищаемые положения это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.

В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

В практической части представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.

Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя.

И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.


1 неделя во второй четверти:


10.11.2018

1. Что такое исследование? 

Исследование (буквально “следование изнутри”) в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо.

Зачем исследованием занимаются дети? Дети ищут ответы на вопросы о том, как устроен этот мир, по каким законам он живёт. Цель их исследования — узнать, понять и освоить этот мир, чтобы успешно в нём жить.  Проблемный вопрос. Каким был бы окружающий мир, если бы люди не умели его исследовать? ЗАДАНИЯ:

  1. Рассказать об одном из своих исследований окружающего мира в раннем детстве “Когда я был маленьким …”. Рассказ можно дополнить рисунком или фотографией.
  2. Сфотографировать (или нарисовать) своего домашнего питомца, когда тот что-либо исследует.

17.11.2018

2.Где использует человек свою способность исследовать окружающий мир

 Задание №1
Изучите картинки (пещера первобытного человека, деревянный дом) и догадайтесь, что надо дорисовать.


Задание №2
Как называется дом крота? Посмотрите, какой была его нора тысячи лет назад. Нарисуйте жилище, которое строили кроты 200 лет назад, в наше время. Сравните, это с тем, как со временем менялось жилище человека. Какую особенность вы заметили?

ВЫВОД:  только человеку дарованы возможности творческого поиска и изобретательства, и эти возможности надо учиться активно использовать, развивать.Оглянитесь вокруг. Что из окружающего мира создано природой, а что сделано руками человека? Заметьте, что каждый объект рукотворного мира появился не сам собой, а был когда-то кем-то впервые изобретён.Кроме разнообразных типов жилища человек изобрёл для себя и многое другое, например, …. (книги, посуда, телефон, …)


24.11.2018

3.Проводим первые исследования с детьми в быту

Проблемный вопрос. Все ли изобретения улучшают нашу жизнь?
 Не все. Люди изобрели опасное оружие, наркотики, алкогольные напитки, … Даже некоторые полезные изобретения могут вредить человеку, если ими неправильно пользоваться (компьютерная зависимость, …)
Чью ещё жизнь пытаются улучшить люди с помощью своих изобретений? (Жизнь диких и домашних животных, растений, …).
Зачем исследованием занимаются дети?
Дети ищут ответы на вопросы о том, как устроен этот мир, по каким законам он живёт.
Цель их исследования — узнать, понять и освоить этот мир, чтобы успешно в нём жить.
 Бытовые исследования.
 В повседневной жизни нам часто приходится многое исследовать.
Как можно узнать:

  • Не заболел ли ребёнок?
  • Не слишком ли горячая или холодная вода для купания?
  • Свежие ли продукты?

Проблемный вопрос. Каким был бы окружающий мир, если бы люди не умели его исследовать?

Задание  “Я – исследователь!”. Занимательная физика.

По закону равновесия, сидя на стуле в таком положении, как сидит человек, изображенный на рисунке, то есть, держа туловище отвесно, не наклоняя его и не пододвигая ног под сиденье невозможно подняться со стула.

Если вам захотелось проверить этот эксперимент на себе, то почему? Какой вопрос у вас возник? (Почему это невозможно? Смогу ли я подняться со стула из такого положения?)
Проведите эксперимент на себе.
 Выполнив все требования эксперимента вы убедитесь, действительно, невозможно подняться со стула.


08.12.2018

4.Что такое научное исследование?

Научное исследование — процесс изучения, эксперимента и проверки теории, связанной с получением научных знаний. Чтобы лучше понять ,что такое научное исследование предлагаю вам посмотреть серию мультфильмов о Смешариках «Пин-код»- Наука для детей

https://www.youtube.com/watch?v=8ZnPp3OYyvU


15.12.2018

5. Где и как используют люди результаты научных исследований?

Порассуждайте и выскажитесь на тему «Исследование».
-Какие мысли возникают?
Нарисуйте на листе, как вы представляете себе человека, который проводит исследование.

Где и как используют люди результаты научных исследований? (ответ на вопрос рисунком в тетради)
-Давайте перечислим качества, которые необходимы для исследователям

 Эксперимент “Определяем плавучесть предметов”  Подойдите к столу  и возьмите один любой мешочек с набором различных предметов (деревянный брусок, чайная ложка, маленькая металлическая тарелочка, камешек, яблоко, пластмассовая игрушка, картонная коробочка, металлический болт , пластилин и т. д.) У вас есть таблица, которую вы должны заполнить в ходе эксперимента. Теперь, когда предметы известны, можно выстроить гипотезы по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Затем эти гипотезы надо проверить. Проведём совместный опыт. Будет ли металлическая тарелка плавать, если ее аккуратно опустить в воду, не наливая воды внутрь? А если вода попадает в тарелку, то она тонет? Изучите остальные предметы самостоятельно. Выберите плавающие предметы. Все ли они легкие? Все ли они одинаково хорошо держатся на воде? Зависит ли плавучесть от размеров и формы предмета? Будет ли плавать пластилиновый шарик, а если мы придадим пластилину. Например, форму тарелки? А что произойдет, если мы соединим плавающий и тонущий предметы? Они будут плавать или оба утонут? И при каких условиях возможно и то и другое?   


22.12.2018

6.Что такое гипотеза?

Гипотеза — это предположение, догадка еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis — основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно».
Для решения проблемы тебе потребуется гипотеза — предположение о том, как проблема может быть решена.
При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?
* Письменный стол
* Апельсин
* Чайник
* Букет ромашек
* Мобильный телефон
Задание «Найдите возможную причину события»
* звонят колокола
* друзья поссорились
* пожарный вертолет весь день кружил над лесом
* медведь зимой не заснул, а бродил по лесу
Задание «Обратные действия»
 При каких условиях эти предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
* Игрушечный кораблик
* Реактивный самолет
* Нефтяное месторождение
* Охотничья собака
Задание «Предположите несколько разных гипотез по этим вопросам»
* Почему многие дети любят компьютерные игры?
* Почему весной тает снег?
Придумайте несколько неправдоподобных объяснений к этим вопросам.
Можно придумать не только гипотезы, но и фантастические провокационные идеи.
Творческое задание по выработке гипотез и провокационных идей.
Представь, что ты познакомился с волшебником. Что бы могло произойти с тобой, если бы он исполнил 3 твоих желания. Зарисуй.
 

 

 

 

 

Комментарии к записи ОПИД отключены